ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Магнитно-резонансная томография (МРТ) является способом подтверждения диагноза рассеянный склероз (РС), она позволяет проводить дифференциальную диагностику, отслеживать эффективность лечения, а также оценивать активность процесса при использовании контрастных средств. Безусловно Т1 взвешенные изображения являются золотым стандартом определения накопления контрастного средства в очагах демиелинизации. Однако в последние годы есть гипотеза о том, что применение режима Т2 FLAIR с контрастным усилением может увеличить диагностический потенциал в выявлении активных очагов при РС. В настоящей работе проведена оценка возможности применения постконтрастной визуализации в режиме Т2 FLAIR в диагностике рассеянного склероза.
Цель исследования. Оценить роль постконтрастной визуализации в режиме Т2 FLAIR в диагностике очагов демиелинизации в веществе головного мозга при рассеянном склерозе.
Материалы и методы. В исследование вошли 60 пациентов с рассеянным склерозом в возрасте 20–59 лет. МРТ проводилась на двух томографах: Siemens Magnetom Avanto (1,5 Тл, n = 30) и Siemens Magnetom Prisma (3,0 Тл, n = 30). Протокол включал стандартные режимы сканирования, а также T1 MPRAGE и T2 FLAIR до и после контрастирования гадобутролом (0,1 ммоль/кг).
Оценка контрастного усиления проводилась по индексу контрастности (ИК) до и после введения КС с последующим расчетом прироста интенсивности сигнала (ΔИК). Также было проведено сопоставление очагов контрастирования по типам накопления контрастно го средства в режимах Т1 MPRAGE и T2 FLAIR. Оценивалась возможность использования категориальной оценки накопления контрастного средства в режиме T2 FLAIR для прогнозирования наличия/отсутствия контрастного усиления в режиме Т1 MPRAGE, а также возможность использования ΔИК в режиме Т2 FLAIR для прогнозирования наличия/ отсутствия накопления в режиме Т1 MPRAGE.
Результаты. В исследование включены 60 пациентов с рассеянным склерозом, у которых было выявлено 132 очага демиелинизации по данным МРТ с контрастным усилением на томографах Siemens Magnetom Avanto (1,5 Тл) и Siemens Magnetom Prisma (3,0 Тл). Из них 35 очагов (26,5 %) накапливали контраст в режиме T1 MPRAGE, который считается золотым стандартом. При этом 16,5 % очагов демонстрировали накопление контраста в режиме T2 FLAIR, несмотря на его отсутствие в T1 MPRAGE.
Анализ показал, что накопление в режиме T2 FLAIR достоверно коррелировало с таковым в T1 MPRAGE (p < 0,001). Вычисление индекса контрастности (ИК) и его прироста (ΔИК) подтвердило различия между группами. Прогностическая способность режима T2 FLAIR при визуальной оценке для выявления очагов с накоплением в T1 MPRAGE составила: чувствительность — 94,3 %, специфичность — 83,5 %, точность — 86,4 %. ROC-анализ показал AUC (площадь под кривой) = 0,934 (95% ДИ: 0,875; 0,994), что свидетельствует о высокой диагностической ценности ΔИК в T2 FLAIR для предсказания накопления контраста в T1 MPRAGE.
Выводы. Включение режима Т2 FLAIR после введения контрастного средства в стандартный протокол МРТ-исследования пациентов является важным аспектом диагностики рассеянного склероза с целью получения дополнительной информации. Требуется дальнейшее изучение применения постконтрастной визуализации в режиме Т2 FLAIR и расширение оцениваемых показателей на большей когорте пациентов.
Цель исследования. Определить место T-SLIP- и ASL-перфузии в алгоритме ведения пациентов с циррозами печени (ЦП).
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 83 пациента с ЦП, которые находились в стационарах гастроэнтерологического и инфекционного профилей. Всем пациентам проведены ультразвуковое исследование органов брюшной полости с допплеровским исследованием сосудов и транзиентная эластография печени. Магнитно-резонансная томография органов брюшной полости была выполнена на томографе Vantage Titan 1,5 Тл (Toshiba) по стандартному протоколу с дополнительным включением бесконтрастной ASL-перфузии печени и неконтрастной МР-портографии (T-SLIP) артериального и венозного русла. Группа контроля была представлена 37 здоровыми лицами. Также была выделена группа пациентов ретроспективного анализа с ЦП, которым не проводились ASL-перфузия и T-Slip (n = 15).
Результаты исследования. Были выявлены статистически значимые отличия показателей перфузии печеночной паренхимы между пациентами с ЦП и здоровыми лицами (p < 0,01). В нашем исследовании гиперперфузионная карта при ЦП встречалась в 24 (28,9 %) случаях. Следует отметить, что пациенты с гиперперфузией по данным ASL-печени требовали коррекции врачебного мониторинга, который заключался в увеличении кратности наблюдения в соответствии с клиническими рекомендациями. По результатам T-SLIP у данной категории исследуемых по выраженности нарушения архитектоники сосудистого русла стадия F4 фиброза печени была подразделена на категории: F4а (n = 12) – нарушение архитектоники в периферических отделах; F4b (n = 5) — нарушение архитектоники в центральных отделах; F4с (n = 7) — нарушение архитектоники в периферических и центральных отделах. На основании полученных данных был составлен алгоритм ведения пациентов с ЦП с гиперперфузией, с указанием сроков мониторинга, кратностью назначения антифибротической терапии.
Выводы. 1. Количественные показатели ASL-перфузии печени позволяют заподозрить ЦП (p < 0,01). 2. Гиперперфузионная карта ASL — показание к проведению T-SLIP печени и определению категории F4 стадии. 3. Включение в алгоритм МР-исследования T-SLIP печени позволяет своевременно назначить антифибротическую терапию и рекомендовать сроки мониторинга.
Острая хирургическая патология у больных с ВИЧ-инфекцией протекает значительно тяжелее из-за иммунодефицита, оппортунистических инфекций и неопластических процессов, что значительно усложняет не только выбор тактики лечения этих пациентов, но и первичную диагностику. В нашей статье мы рассмотрели особенности первичной лучевой диагностики острой хирургической патологии на фоне ранее недиагностированной неходжкинской лимфомы и продемонстрировали собственный клинический опыт. В представленных клинических случаях острая хирургическая патология возникала в результате прогрессирования неходжкинских лимфом, а также присоединения оппортунистической инфекции, в результате это не только нивелировало общую клиническую картину, приводило к повторной релапаротомии, но и заканчивалось летальным исходом.
Цель исследования. Определить информативность нативной высокоразрешающей МРТ плечевого сустава с использованием опции глубокого машинного обучения (Recon DL) в диагностике различных вариантов повреждений мягкотканных структур блока сухожилия длинной головки бицепса.
Материалы и методы. Проведено исследование 39 пациентов, страдающих дегенеративными и травматическими повреждениями мягких тканей в области блока сухожилия длинной головки бицепса. Всем пациентам была проведена МРТ плечевого сустава (Signa Artist 1,5 Тл) с тонкими срезами (2,0 мм) и матрицей 288 × 384 в трех плоскостях — аксиальной, косых корональной и сагиттальной. Вычислены показатели информативности метода МРТ для различных вариантов повреждений структур блока сухожилия длинной головки бицепса.
Результаты. Выявлено 67,6 % случаев медиального подвывиха сухожилия длинной головки бицепса на уровне его блока, 20,6 % случаев внутрисуставного вывиха сухожилия длинной головки бицепса и 5,9 % случаев внесуставного вывиха сухожилия длинной головки бицепса. Два случая (5,9 %) незначительного медиального подвывиха сухожилия длинной головки бицепса на МРТ не было выявлено. Ни в одном случае на нативной МРТ не обнаружен разрыв верхней плече-лопаточной связки. Показатели чувствительности и специфичности метода МРТ следующие: при медиальном подвывихе сухожилия длинной головки бицепса чувствительность — 92,0 %, специфичность — 77,8 %, при внутрисуставном вывихе сухожилия длинной головки бицепса чувствительность и специфичность — 100,0 %, при внесуставном вывихе сухожилия длинной головки бицепса чувствительность и специфичность — 100,0 %.
В 84,0 % случаев отмечено незначительное медиальное смещение сухожилия длинной головки бицепса, в 16,0 % случаев — умеренное медиальное смещение сухожилия бицепса.
Дегенеративные изменения сухожилия длинной головки бицепса диагностированы в 100,0 % случаев, дегенерация сухожилия подлопаточной мышцы в 67,6 %, разрыв сухожилия подлопаточной мышцы в 26,5 % случаев. В 5,9 % случаев дегенерация сухожилия подлопаточной мышцы на МРТ не была распознана.
Выводы. Метод нативной МРТ с использованием опции глубокого машинного обучения (Recon DL) обладает высокими показателями информативности при явных медиальных подвывихах и вывихах сухожилия длинной головки бицепса в зоне его блока, но не всегда позволяет достоверно выявлять более тонкие скрытые и мелкие повреждения сопровождающих сухожилие бицепса связок в области его блока.
МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Цель исследования. Оценить возможность использовать программу цифровой обработки изображений для маммографии «СиГрид» (виртуальный растр) вместо традиционного подвижного отсеивающего растра.
Материалы и методы. На базе маммографа Маммо-4МТ-Плюс (АО «МТЛ», Москва) проведено сравнение виртуального растра «СиГрид» (АО «МТЛ», Москва) со штатным подвижным растром. На лабораторном этапе использовались фантомы CDMAM и CIRS 010D. На этапе работы в клинике сравнивались дозы в выборках из 1063 исследований с физическим растром и 1132 исследований с виртуальным растром. Для сравнения качества изображений по 200 случайным исследованиям из каждой выборки были независимо вслепую оценены тремя рентгенологами.
Результаты. При одинаковых дозах метрики качества, посчитанные на фантомах CDMAM и CIRS 010D с виртуальным растром, были не ниже, чем с физическим растром. Рентгенологи в среднем значимо выше оценили качество снимков с виртуальным растром, чем с физическим. Средняя доза в выборке с виртуальным растром оказалась на 22 % ниже, чем в выборке с физическим растром.
Заключение. Виртуальный растр «СиГрид» может применяться вместо подвижного физического растра для маммографии.
ПРОДОЛЖЕННОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Цель исследования. Анализ отечественной и иностранной литературы для оценки возможностей мультиспиральной компьютерной томографии (МСКТ) в определении вовлечения магистральных сосудов гепатобилиарной зоны при воротной холангиокарциноме (ВХК).
Материалы и методы. Для обзора литературы были отобраны наиболее цитируемые научные публикации, размещенные в научных базах данных в открытом доступе.
Результаты. В исследованиях, приведенных в обзорной статье, рассматривают вопросы об использовании различных КТ-критериев и соответствующей терминологии для оценки взаимоотношения ВХК с магистральными сосудами гепатобилиарной зоны.
Заключение. МСКТ с внутривенным (в/в) контрастированием остается методом выбора для предоперационной оценки резектабельности ВХК. Несмотря на использование критериев сосудистого вовлечения, аналогичных раку поджелудочной железы, сохраняется значительная вариабельность их интерпретации и диагностической точности. Оценка вовлечения магистральных сосудов печени остается сложной задачей, что подчеркивает необходимость дальнейшего уточнения терминологии и стандартов описания.















