ОБРАЩЕНИЕ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Рассмотрены актуальные темы текущего момента для лучевой диагностики.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Введение. Перекрут придатков (ПП) в раннем возрасте встречается крайне редко. Обычно происходит перекрут яичника вместе с трубой, которую при трансабдоминальном УЗИ дифференцировать невозможно, поэтому термины «перекрут придатков» и «перекрут яичника» для детского контингента эхографически тождественны.
Цель исследования. Изучение особенностей эхографического представительства ПП у девочек раннего возраста.
Материалы и методы. За 2015–2024 гг. ПП был эхографически диагностирован у 6 девочек первого года жизни. Всем пациентам выполнялось трансабдоминальное УЗИ в В-режиме и цветовое допплеровское сканирование. Все дети были оперированы, диагноз верифицирован.
Результаты. Частота ПП у детей до 1 года составила 13,3% от всех пациенток (45) с этой патологией. Жалобы и клиническая картина были неспецифическими. Во всех случаях подозрение на ПП было высказано только при выполнении УЗИ. Отмечалось увеличение объема пораженного яичника в 6,91 ± 0,68 раза по сравнению с контрлатеральным и повышение эхогенности паренхимы яичника, на фоне которой прослеживались многочисленные анэхогенные фолликулы. Сосудистый рисунок в паренхиме пораженного яичника определялся в 2/6 случаев (33,33%), придатки были необратимо изменены. Гиперстимулированные яичники наблюдались в 4 из 6 наблюдений. Распределение фолликулов в пораженном яичнике было хаотичным, симптома «ожерелья» не было, выраженного округления формы яичника не было, количество стромального компонента в перекрученном яичнике было относительно небольшим. У 5/6 (83,3 %) девочек выпота в полости малого таза не отмечено.
Выводы
- Специфических анамнестических и клинических данных, заставляющих предположить ПП, у младенцев нет, что определяет значимость УЗИ как практически единственного метода неотложной диагностики данной патологии.
- Особенностью выполнения УЗИ у младенца должно быть максимальное расширение области осмотра с попытками визуализации органов малого таза независимо от степени наполнения мочевого пузыря.
- Основой эхографической диагностики ПП у младенцев являются структурные изменения придатка в В-режиме: увеличение линейных размеров в 1,5–2 раза, объема — в 4–10 раз и повышение эхогенности стромы. Округление формы пораженного яичника бывает незначительным.
- Особенностью перекрученного придатка у младенцев является большое количество фолликулов в пораженном яичнике (2/3 наблюдений). Симптом «ожерелья» нетипичен.
- Наличие выпота в брюшной полости при ПП у младенцев нехарактерно.
- Сохранение сосудистого рисунка в яичнике не исключает ПП, встречается нечасто (в 1/3 случаев) и не гарантирует сохранения жизнеспособности яичника.
Цель исследования. Изучить особенности васкуляризации переходной зоны матки у пациенток с хроническим эндометритом (ХЭ).
Материалы и методы. Обследовано 106 женщин в возрасте 22–45 лет. В основную группу вошли 72 пациентки с морфологически верифицированным хроническим эндометритом. Выделяли I подгруппу (n = 39,37 %) ХЭ с аутоиммунным компонентом, II подгруппу (n = 33,31 %) с ХЭ без аутоиммунного компонента, а также группу контроля, которую составили 34 пациентки с нормальным результатом морфологического исследования. Выполнялось трансабдоминальное и трансвагинальное ультразвуковое исследование (УЗИ) матки и придатков на 18–23-й день цикла с расчетом предложенного нами параметра — коэффициента васкуляризации переходной зоны матки (k).
Результаты. В контрольной группе среднее значение k составило 32 ± 2,6 %, в подгруппе пациенток с аутоиммунным компонентом (I подгруппа) — 17,0 ± 4,0 %, в подгруппе с неиммунным компонентом (II подгруппа) — 23,0 ± 3,4 %.
Были получены статистически значимые различия значения k между I подгруппой и всеми остальными, различие отсутствовало между II подгруппой и контрольной группой.
Аутоиммунный неспецифический ХЭ прогнозировался при значении коэффициента васкуляризации ниже 20,9 %. При неиммунном неспецифическом ХЭ полученная модель была статистически незначимой. Неиммунный неспецифический ХЭ прогнозировался при значении коэффициента васкуляризации равном или выше 18,6 %.
При норме полученная модель была статистически значимой. Норма прогнозировалось при значении коэффициента васкуляризации 27,6 % и выше.
Выводы. Предложенный коэффициент васкуляризации переходной зоны матки (k) показал высокую диагностическую ценность у пациенток с неспецифическим ХЭ и может быть рекомендован к включению в протокол ультразвукового исследования на этапе прегравидарной подготовки.
Стеноз шейного отдела позвоночника сопровождается нарушением функции спинного мозга, приводящим к многочисленным осложнениям и инвалидизации пациентов, хорошо известен лучевым диагностам, вертебрологам, нейрохирургам, но не все диагностические проблемы и вопросы хирургического лечения могут считаться решенными.
Цель исследования. Обоснование возможностей и необходимости качественного и количественного изучения методом МРТ степени тяжести миелопатии при стенозе шейного отдела позвоночника.
Материалы и методы. Изучены результаты обследования методом МРТ 82 пациентов со стенозом шейного отдела позвоночника на фоне дегенеративно-дистрофических процессов до и после лечения методом костно-пластической билатеральной декомпрессивной ламинопластики с фораминотомией под нейрофизиологическим контролем. Исследование проводили с использованием стандартных программ: T2 haste localizer, t2_tse_cor_p2, t2_tse_sag_p2, t1_tse_sag_p2.
Результаты. Очаг миелопатии был выявлен при МРТ в 74,4 % случаев, что подтверждало степень тяжести патологии. Из 60 больных с миелопатией четко выраженный симптом «змеиных глаз», известный как симптом «совиных глаз» или «яичницы», выявлен у 28 больных. У некоторых пациентов определялась одна зона в виде очага повышенной интенсивности сигнала округлой формы на аксиальном срезе. Средняя величина коэффициента интенсивности сигнала у больных до лечения составила 1,89 ± 0,31, после лечения — 1, 63 ± 0,21. Достоверные отличия ИС до и после лечения имели место у 45 % больных.
Заключение. Результаты работы показали, что количественная оценка интенсивности сигнала от спинного мозга при стенозе может быть применена для определения степени тяжести миелопатии и сравнения данных до и после лечения. Для более точного выявления очага наиболее интенсивного сигнала и повышения точности измерения целесообразно проводить цветовое картирование изображений
КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
Микобактериозы вызываются большим числом условно-патогенных микобактерий, широко распространенных в окружающей среде. Частота заболеваний, вызванных нетуберкулезными микобактериями (НТМБ), неуклонно растет за счет увеличения количества иммуноcкомпрометированных пациентов.
Цель исследования. Анализ спорных моментов, встречающихся при дифференциальной диагностике туберкулезной и нетуберкулезной микобактериальной инфекции.
Материалы и методы. Исследование было выполнено на 64-срезовом компьютерном томографе GE REVOLUTION EVO.
Обсуждение. Опираясь на анамнез и результаты микробиологического исследования, лечащий врач в конечном итоге поставил диагноз нетуберкулезной микобактериальной инфекции и назначил соответствующее лечение.
Заключение. Несмотря на то что в большинстве случаев рентгенологическая и клиническая картина нетуберкулезного микобактериоза неспецифична, существуют клинико-рентгенологические синдромы, высокоспецифичные для нетуберкулезного микобактериоза.
Цель исследования. Продемонстрировать диагностический алгоритм и тактику хирургического ведения пациентов с легочными артериовенозными мальформациями.
Материалы и методы. На основании анализа клинических данных пациента определялась тактика обследования: в преди послеоперационном периодах была выполнена мультиспиральная компьютерно-томографическая (МСКТ) ангиопульмонография (на томографе Canon Aquilion Prime, Япония) до и после внутривенного введения йодсодержащего контрастного препарата (Ультравист, 370 мг/мл) из расчета 1 мл/кг. Магнитно-резонансная томография головного мозга с целью диагностики неврологических осложнений проводилась на аппарате Signa Voyager, General Electric, США, 1,5 Tл в импульсных последовательностях Т1, Т2, Т2 FLAIR, DWI, SWAN в трех взаимоперпендикулярных плоскостях с толщиной среза 1–5 мм. Интервенционная ангиопульмонография проводилась при помощи ангиографической системы General Electric Innova IGS530, США, до и после установки эндоваскулярного окклюдера («AMPLATZER Vascular PLUG 4», США) и спиралей («2D-Helical-35» диаметром 9 мм и длиной 2,7 мм (4 спирали) и «Complex–Helical-18» диаметром 11 мм и длиной 17 мм, США). Выполнены поиск и анализ литературы за последние 5 лет на русском и английском языках с использованием баз данных КиберЛенинка, Pub Med Central, Elibrary по ключевым словам: «легочная артериовенозная мальформация», «МСКТ-ангиопульмонография», «эндоваскулярное лечение». Проспективное наблюдательное исследование проводилось с соблюдением принципов этики согласно Хельсинкской декларации, от пациента получено информированное добровольное согласие.
Результаты. По результатам клинико-инструментальных данных коллегиально была избрана тактика комбинированного эндоваскулярного лечения сосудистого порока с последующим послеоперационным контролем. В ходе лечения достигнуто повышение значений сатурации, улучшение общего самочувствия, снижение величины давления в легочной артерии и уменьшение размеров правых отделов сердца.
Заключение. Легочные артериовенозные мальформации (лАВМ) являются редкими сосудистыми аномалиями и представляют собой патологическое сообщение между легочной артерией и веной. Свищевое сообщение приводит к аномальному сбросу крови в обход физиологического капиллярного русла. Лучевые и интервенционные методы визуализации играют важнейшую диагностическую, а последние и терапевтическую роль в тактике ведения данных пациентов, способны установить показания к оперативному вмешательству, предотвратить возникновение жизнеугрожающих осложнений: абсцессы, парадоксальные эмболии и инфаркты, прогрессирующие дыхательную и сердечную недостаточность.
Цель исследования. Продемонстрировать особенности магнитно-резонансной томографии теносиновиальной гигантоклеточной опухоли различных форм.
Материалы и методы. С помощью магнитно-резонансной томографии выявили пациентов с теносиновиальной гигантоклеточной опухолью коленного сустава, описав особенности диагностики и клинического течения диффузной и локальной форм новообразования.
Результаты. Специфическими МРТ-паттернами теносиновиальной гигантоклеточной опухоли являются отложения гемосидерина, ворсинчатые и узловые разрастания синовиальной оболочки коленного сустава, суставной выпот и костная эрозия.
Заключение. Теносиновиальная гигантоклеточная опухоль — редкое мезенхимальное новообразование, возникающее из синовиальной оболочки суставов и сухожильных влагалищ, инвалидизирующее молодых трудоспособных людей. Магнитно-резонансная томография, являясь золотым стандартом лучевой диагностики, помогает выявлять специфические паттерны.