Автор пишет впечатление о конгрессе РОРР и об эксперименте ДЗ Москвы
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Цель исследования. Определить возможности ультразвукового исследования высокого разрешения кожи при планировании фотодинамической терапии и в раннем посттерапевтическом периоде.
Материалы и методы. Обследовано 128 пациентов, направленных на проведение фотодинамической терапии (ФДТ) базальноклеточного рака кожи области головы и шеи. Выполнению ФДТ предшествовали две диагностические методики: флуоресцентная диагностика (ФД) и ультразвуковое исследование (УЗИ) высокого разрешения. Последнее выполнялось до и в течение 24–72 ч после проведения ФДТ на аппарате экспертного класса Philips Epic 7 (США) высокочастотным линейным датчиком eL18-4 с использованием технологии MicroFlow Imaging (MFI).
Результаты. При ультразвуковом исследовании оценивались горизонтальные и вертикальные размеры, микроваскуляризация опухоли. В зависимости от толщины и васкуляризации все опухоли разделились на три группы: с периферическим сосудистым рисунком (Me 1,6 мм), с периферическим и центральным сосудистым рисунком (Me 2,4 мм), с отсутствием сосудистого рисунка (Me 1,3 мм). Были выявлены значимые статистические различия (p < 0,001), которые зависели от толщины опухоли. При сравнении горизонтальных размеров, полученных ультразвуковым и флуоресцентным методами диагностики, была установлена умеренной тесноты прямая связь, что было связано с различием методик. При увеличении первичных горизонтальных размеров при УЗД (протяженности) на 1 мм следовало ожидать увеличения размеров при ФД на 0,413 мм. Полученная модель объясняла 15,9 % наблюдаемой дисперсии размеров при ФД. По результатам данных толщины опухоли при УЗД и горизонтальных границ при ФД определялись параметры проводимой ФДТ. При оценке микроваскуляризации патологического очага в период 24–72 ч после ФДТ прогнозировался исход ФДТ. Сосудистый рисунок в опухоли отсутствовал в 90,5 % случаев (без учета образований с неинформативным сосудистым рисунком при первичном исследовании), в 7,6 % случаев визуализировался периферический сосудистый рисунок, вероятнее всего, это было связано с признаками активного воспаления окружающих тканей. В 1,9 % случаев сохранялась внутриопухолевая васкуляризация, что потребовало повторного проведения сеанса ФДТ.
Выводы. Ультразвуковое исследование кожи в сочетании с ФД позволяет оптимизировать проведение ФДТ и оценить лечебный эффект от проводимой процедуры в раннем посттерапевтическом периоде.
Знания числовых значений параметров диффузионно-тензорной магнитно-резонансной томографии (ДТ-МРТ) в норме, а также их взаимосвязь с демографическими, биометрическими показателями и основными параметрами стандартной МРТ важны для диагностики патологических изменений плечевых сплетений, особенно в случае неспецифичных или неоднозначных изменений по данным стандартной МРТ.
Цель исследования. Оценка возможности применения ДТ-МРТ для исследования плечевых сплетений, формирование алгоритма обработки данных и оценка распределения значений параметров в норме, а также исследование наличия их взаимосвязи с социально-демографическими и антропометрическими показателями.
Материалы и методы. В исследование были включены 50 здоровых добровольцев без признаков поражения периферической нервной системы (НС). Параметры ДТ-МРТ регистрировались на расстоянии 1–2 см от спинального ганглия с обеих сторон с помощью рабочей станции Siemens с ручным выставлением зоны интереса. Регистрировались такие параметры, как фракционная анизотропия, средняя диффузионная способность, аксиальный и радиальный коэффициенты диффузии. Кроме того, измерялся коэффициент интенсивности в той же точке при помощи стандартной трехмерной последовательности с подавлением сигнала от жировой ткани STIR.
Результаты. Были получены средние значения для каждого оцениваемого параметра. Статистически значимым оказалось различие фракционной анизотропии (ФА) между сторонами: справа существенно выше, чем слева. Также при корреляционном анализе отмечалась обратная взаимосвязь аксиальной диффузии (АД) с возрастом испытуемых с обеих сторон. А при разделении испытуемых по полу у мужчин были выявлены достоверно закономерно большие диаметр нерва, диаметр подключичной артерии, рост и вес.
Заключение. Наличие значимой отрицательной связи между АД с обеих сторон и возрастом может свидетельствовать о постепенном истончении нервного волокна с возрастом, различие измеряемых показателей у испытуемых разного пола и их зависимость от биометрических показателей закономерны, и это следует учитывать при интерпретации исследований у пациентов с различными патологическими состояниями, а существенное отличие ФА по сторонам не позволяет интерпретировать полученные данные по типу смешанной модели и требует рассмотрения числовых параметров для каждой из сторон отдельно.
Цель исследования. Оценить возможности магнитно-резонансной холангиопанкреатографии с построением трехмерных моделей у детей с кистозным расширением желчных протоков.
Материалы и методы. Обследовано 73 ребенка с кистозным расширением желчных протоков: 47 девочек (64%) и 26 мальчиков (36%). Возраст пациентов составил от 5 суток жизни до 17 лет 7 мес. Всем детям проведено УЗИ и МРХПГ с построением 3D-моделей.
Результаты. При МРХПГ-исследовании у 43 детей (58,9%) выявлено КРЖП веретенообразной формы и у 30 детей (41,1%) ˗ мешковидной формы. Проведена оценка вариативности внутрипеченочных протоков у детей с КРЖП. Установлено, что у детей с КРЖП и наличием АПБС риск развития панкреатита в 5,13 раза больше, чем у детей с нормальным слиянием протоков, результаты статистически значимы (p<0,05).
Показано, что компьютерная 3D обработка улучшает эффективность метода при диагностике КРЖП у детей, позволяя преодолеть ограничения в виде проекционного наложения анатомических структур. Так получены статистически значимые различия при построении 3D-моделей по сравнению с анализом только МРХПГ изображений в отношении оценки вариативности слияния внутрипеченочных протоков (χ²=34, p<0,001), вариантов впадения пузырного протока (χ²=46, p<0,001), при анализе типа аномального панкреатобилиарного соустья (χ²=46, p<0,001).
Заключение. МРХПГ позволяет неинвазивно, без лучевой нагрузки и внутривенного контрастирования получить полное представление о топографии внепеченочных желчных и панкреатических протоков, что позволяет спланировать ход хирургического лечения и избежать повреждения важных анатомических структур.
Дополнение стандартного МРХПГ исследования построением 3D-моделей улучшает эффективность метода при диагностике КРЖП у детей, позволяя преодолеть ограничения в виде проекционного наслоения анатомических структур. Данная методика позволяет пространственно и детально оценить тип слияния внутрипеченочных протоков ˗ в 85%, в 78% ˗ анатомические варианты пузырного протока и в 40% ˗ наличие АПБС с последующим подразделением их на типы. Данное преимущество позволяет сократить или полностью исключить интраоперационные исследования.
КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
Внекишечные проявления в виде заболеваний опорно-двигательной системы часто встречаются при болезни Крона, в том числе и сакроилеит. Ранние изменения в крестцово-подвздошных сочленениях чаще не вызывают клиническую симптоматику и могут определяться только при магнитно-резонансной томографии.
Цель. Демонстрация возможностей магнитно-резонансной энтерографии в диагностике сакроилеита.
Материалы и методы. Представлено клиническое наблюдение бессимптомного сакроилеита у молодой пациентки с тяжелой формой болезни Крона. Были проведены магнитно-резонансная энтерография и магнитно-резонансная томография сакроилеальных сочленений на томографе фирмы GE (Optima 450w) с напряженностью магнитного поля 1,5 Тесла.
Результаты. В ходе интерпретации полученных результатов данных за активное воспаление в кишечнике не было выявлено, однако был заподозрен невыраженный отек костного мозга в прилежащих отделах крестцово-подвздошных сочленений. Пациентка была дополнительно исследована на прицельной магнитно-резонансной томографии, в результате чего наличие отека подтвердилось. При этом жалоб у пациентки на боли в суставах не было.
Заключение и выводы. Сакроилеит нередко встречается у пациентов с болезнью Крона и в большинстве случаев начинается бессимптомно. Первостепенные изменения в сакроилеальных сочленениях чаще визуализируются только по данным магнитно-резонансной томографии. Исходя из этого, применение магнитно-резонансной энтерографии, используемой у таких пациентов, может быть полезной и для визуализации воспалительных изменений в сакроилеальных суставах.
Цель. Продемонстрировать значимость и необходимость проведения ультразвуковой диагностики при травматическом повреждении верхних конечностей различного характера на примере клинического случая выявления при ультразвуковом сканировании объемного образования мягких тканей правой верхней конечности, ложной аневризмы и артериовенозной фистулы плечевой артерии.
Материалы и методы. Данные истории болезни, протоколов, лабораторных и лучевых методов обследования пациента.
Результаты. У пострадавшего с сочетанным огнестрельным ранением груди, живота, конечностей, закрытой черепно-мозговой травмой в нижней трети правого плеча визуально определялось объемное пульсирующее образование размерами 10 × 8 × 8 см, в ходе ультразвукового сканирования мягких тканей и магистральных сосудов правой конечности были выявлены дефекты стенок плечевой и лучевой артерий с образованием пульсирующей гематомы в мягких тканях правого плеча и предплечья, дефекты стенок плечевой артерии и вены на уровне нижней трети правого плеча с формированием артериовенозного соустья между ними. Наличие артериовенозного свища и псевдоаневризмы также подтвердилось при проведении КТ-ангиографии. В связи со своевременной и качественно выполненной лучевой диагностикой пациенту было проведено успешное оперативное лечение — резекция аневризмы плечевой артерии правой верхней конечности, разобщение артериовенозной фистулы.
Заключение. Ультразвуковое сканирование мягких тканей и магистральных сосудов конечностей при их травматическом повреждении в отличие от других методов лучевой диагностики позволяет неинвазивно, без лучевой нагрузки, своевременно и мобильно оценить состояние кровотока в пораженной конечности, выявить наличие гематом, ложных аневризм и артериовенозных фистул и отличить их друг от друга, основываясь на спектральных характеристиках кровотока и окрашивании сосудов в режиме цветового допплеровского картирования, что и осуществлялось раненому с повреждением правой верхней конечности, у которого при первичном осмотре было подозрение на наличие гематомы мягких тканей, а в ходе проведения ультразвукового сканирования было диагностировано как ложная аневризма и артериовенозная фистула плечевой артерии.
Цель исследования. Демонстрация возможностей лучевых методов исследования в условиях многопрофильной больницы в диагностике объемного образования кишечника с инвазией в мочевой пузырь и матку.
Материалы и методы. Пациентке с образованием в области малого таза с целью дифференциальной диагностики были выполнены магнитно-резонансная томография (МРТ) и мультиспиральная компьютерная томография (МСКТ) с контрастным усилением (КУ).
Результаты. По данным МСКТ и МРТ малого таза выявлено образование на уровне дистального отдела подвздошной кишки с прорастанием в стенку и полость мочевого пузыря, инвазией в параметральную клетчатку. По данным МСКТ органов брюшной полости с внутривенным КУ отмечены признаки множественных вторичных поражений печеночной паренхимы милиарного характера.
Заключение. Клинический случай представил диагностические возможности МРТ и МСКТ с болюсным контрастированием, выполненных по стандартному протоколу, при диагностике новообразований тонкого отдела кишечника. Показаны преимущества МСКТ, которая позволила за одно исследование оценить несколько областей (органы брюшной полости и малого таза) за минимальное время и продемонстрировала лучшую переносимость процедуры по сравнению с МРТ.